Отвечая на вопросы учеников, не устаю повторять, что базовая техника (кихон) – это прекрасная форма ИНДИВИДУАЛЬНОЙ работы над собой, своим телом и сознанием. Формы же этой работы прекрасно описаны в методичках серии «Школа Кекусинкай» А. И. Танюшкина, В. П. Фомина и О. В. Игнатова, выпускаемых в начале 90-х. Поскольку в свое время сам «наворачивал» базовую технику, заглядывая в эту книжку, рекомендую ее как лучшее пособие для желающих повысить уровень и качество выполнения кихона, решусь выставить ее в несколько усеченном виде на ваше внимание, тем более, что оригиналы этой книжки остались на руках лишь у единиц…
Сэнсэй Сергей Ручьев
Выполнение технических действий в перемещениях закладывает фундамент их применения в бою. Первоначально, как уже было показано, встает задача освоения техники самих перемещений, постепенного совершенствования их формы, а следовательно, развития чувства равновесия, скорости и т.д. Далее перемещения должны быть совмещены с выполнением технических действий, что требует двигательной координации, ориентации в пространстве и способствует большей эффективности самих приемов (в частности, использование инерции тела для увеличения силы ударов).
Соединение перемещений с техническими действиями рук и ног имеет свои законы. Так, завершение ударов и блоков руками проводится уже после перемещения в устойчивой позиции. В дзэнкуцу-дати, например, возникает следующий порядок основных фаз:
а) подстановка пятки опорной ноги, одновременно прицел или замах с перемещением;
б) с шагом вперед проведение удара или блока в стойке.
При выполнении ударов ногами, в связи с тем, что удар наносится в момент перемещения, выделяются основные фазы (не считая исходного положения в стойке):
а) подстановка пятки опорной ноги, вынос бедра на подготовленной ноге;
б) в процессе движения удар с подготовкой ноги для входа в стойку (т.е. совмещение удара и возврата в положение динамического равновесия);
в) вход в стойку.
Возврат ноги в положение динамического равновесия перед входом в стойку (где бедро согнутой ноги расположено в вертикальной плоскости) является стандартным для всех ударов ногами, выполняемых с перемещением вперед.
Основой для освоения в дальнейшем стремительной наступательной техники служат перемещения в дзэнкуцу-дати на 3 шага с ударами. Это могут быть одиночные удары руками (на каждый шаг), например, гяку-цуки или однотипные (затем смешанные) удары ногами, прежде всего маэ-, маваси- и еко-гэри. Такие перемещения осваиваются поэтапно в разных темповых режимах:
а) в умеренном темпе;
б) в быстром темпе, но в «рваном» ритме (1 шаг с микропаузой и 2 шага подряд), а также
в) в быстром темпе.
В учебных целях могут использоваться специальные формы и режимы тренировки, в частности, для увеличения «запаса прочности» и выносливости в выполнении техники в движении. К ним относятся выполнение ударов и блоков руками в перемещениях «гусиным шагом», с прыжками вприсядку, удары ногами а перемещениях с приседаниями, (в исходном положении может быть боевая стойка) и др. Простые перемещения с ударами и блоками руками могут усложняться за счет совмещения их с различными суперсериями.
Отдельное место в тренировке могут занять перемещения на 3 шага вперед с ударами, а назад с блоками и с контратакующим действием на последний шаг. Это подготовительное упражнение для условного спарринга на 3 шага (самбон-кумитэ) — важного начального этапа тренировки с партнером.
Особого внимания требует техника перемещений и поворотов в киба-дати. Она связана с освоением таких видов техники, как дзюн-цуки или тэтцуи-еко-ути. Среди перемещений в других стойках можно отметить перемещения в кокуцу-дати, в частности, с круговым блоком сюто-маваси-укэ.
Прочное освоение перемещений в различных стойках с выполнением базовой техники позволяет далее переходить к изучению обширного арсенала комбинационной техники.
Выпуск 2. Обучение базовой технике